Генеральному прокурору РА
Старшему советнику юстиции
Ачба З.Ш.
от Председателя и членов Совета
Священной Митрополии Абхазии
Заявление
Уважаемый Зураб Шотович!
В настоящее время в Республике Абхазия не урегулирован вопрос статуса Православной церкви.
Это происходит по многим причинам, основной из которых является отсутствие автокефальной Православной церкви в Абхазии. Такое положение вещей связано исключительно с политическими причинами (частичное признание Абхазского государства, неурегулированные отношения с Поместными церквями Православного мира и т.д.).
В настоящее время в Республике Абхазия зарегистрированы две религиозные православные организации: Священная Митрополия Абхазии (СМА) и Абхазская Православная Церковь (АПЦ).
Отсутствие единой Православной Церкви в Абхазии по вышеназванным причинам, порождает различные споры между существующими религиозными православными организациями. На наш взгляд это происходит из-за нарушения действующего в стране законодательства Республики Абхазия, в частности, в определении порядка пользования церковного имущества и действующих православных храмов, закона о Свободе совести и религиозных объединениях, и др., что выражается в следующем.
В июле 2010 года к Премьер-министру Республики Абхазия Шамба С.М. обратился управляющий Пицундской и Сухумской Епархии Абхазской православной церкви Виссарион Аплиа с просьбой о передаче Епархии ряда православных храмов и монастырей (всего по списку 82 объекта).
Постановлением от 31.08.2010 года Кабинета министров РА за подписью Премьер-министра РА Шамба С.М. Пицундской и Сухумской Епархии АПЦ было передано 38 церковных объектов, в том числе в г. Новый Афон: Храм покрова Пресвятой Богородицы, храм Святого Апостола Симона Кананита, храмы Вознесения Господня и Святого апостола Андрея Первозванного, Всех Афонских святых, Собор Великомученика Пантелеймона, Святого мученика Иерона, иконы Божьей матери «Избавительница» на территории монастыря Святого Апостола Симона Кананита.
Насельники Новоафонской обители проживают в ней с 1994 г. по настоящее время. В 2011 г. на I-ом Церковно-Народном собрании братия Новоафонского монастыря приняла участие в создании Священной Митрополии Абхазии. Зарегистрировать СМА как религиозную организацию сразу после проведения ЦНС не было возможным, в связи с отсутствием на тот момент законодательной базы, регулирующей порядок создания и регистрации религиозных организаций, создаваемых по инициативе граждан, что подтверждено официальным ответом Министра юстиции РА Ходжашвили Л.П. от 27.07.2011 г.
Закон Республики Абхазии «О свободе совести и о религиозных объединениях» был принят 29.10.2012 г. Первой организацией зарегистрированной Министерством юстиции в соответствии с нормами данного закона стала Священная Митрополия Абхазии. В 2015 г. Министерством Юстиции была зарегистрирована Религиозная православная организация Абхазская православная церковь. Соответственно, на момент издания постановления Кабинета Министров РА от 31.08.2010 г. законодательство, регулирующего правоотношения в сфере деятельности религиозных организаций, отсутствовало. Объекты, указанные в Постановлении, были переданы общественной организации «Пицундской и Сухумской Епархии АПЦ». Кроме того, Премьер-министр РА Шамба С.М. на момент подписания Постановления являлся членом «Церковного совета Пицундской и Сухумской Епархии», и в тоже самое время передал «Пицундской и Сухумской Епархии АПЦ» туристическую базу «Киараз» в г. Новый Афон.
Кабинет министров РА передав эти объекты общественной организации «Пицундской и Сухумской Епархии АПЦ», с неурегулированным каноническим и правовым статусом, заложил основу для конфронтации между православными общинами Абхазии.
Постановлением от 31.08.2010 года Кабинет Министров РА нарушил действующее законодательство РА, а именно:
Согласно п.2 Постановления Кабинет Министров РА передал Епархии ряд вышеуказанных объектов и поручил действовавшему тогда Госуправлению РА по охране историко-культурного наследия заключить договоры безвозмездного, бессрочного пользования Пицундской и Сухумской Епархией АПЦ.
На основании этого, Госуправление по охране историко-культурного наследия в лице заместителя начальника Каланыш Ж.П. 18.05.2011 г. заключили с Епархией в лице Аплиа В. договор о безвозмездном пользовании указанных объектов и составили акты о их приеме-передаче упомянутой организации.
При издании Постановления Кабмина РА от 31.08.2010 года и при последующей передаче Управления по охране культурного наследия РА были допущены следующие нарушения закона:
1) В соответствии с действующим Законом РА о Кабинете министров РА от 13.08.1996 года с изменениями и дополнениями от 09.02.2010г., 26.05.2010 г. и 17.12.2010 г., не предусмотрены полномочия КМ по передаче чьего-либо имущества в пользование каких-либо организаций. Полномочия КМ четко определены в ст.ст.10-15 упомянутого закона и в них ничего подобного не содержится. Видимо не случайно в Постановлении от 31.08.2010 г. нет ссылки на конкретную юридическую норму закона о КМ, дающее этому органу на подобные действия.
2) Более того, передаваемые здания и сооружения не содержатся на чьем-либо балансе, что видно из ответов на запрос адвоката в БТИ Администрации Гудаутского района, из которого видно, что здания Ново-Афонского монастырского комплекса и церкви Симона Канонита на учете по БТИ района не состоят. КМ РА прежде чем распорядится этими зданиями следовало бы определить их принадлежность и только после этого определяться с их передачей общественной организации Пицундско-Сухумская Епархия. Наверняка такое же положение и с другими церковными объектами, переданными КМ РА этой организации. Это подтверждается и справкой БТИ Администрации г. Сухум о том, что никаких регистрационных данных о том, на чьем балансе находятся здания церквей Святого Георгия (у гостиницы «Айтар») и Соборной церкви в г. Сухум у них не имеются. Надо полагать, что помимо наличия таких полномочий КМ РА должен был определить, чьи эти здания, прежде чем передавать их кому-либо.
3) Как видно из действовавшего в 2010 г. Положения о государственном управлении РА охраны историко-культурного наследия данный орган не был вправе заключить договоры о передаче указанных зданий и сооружений в пользование той или иной организации. Данное положение четко определяет объект полномочий и компетенцию Управления по охране памятников историко-культурного наследия. И в эту компетенцию передача в пользование таких объектов не входит. В соответствии с разделом 3 (основные полномочия) данного положения Управление вправе лишь регистрировать договоры и сделки по передаче прав пользования (аренда) либо собственности на такие объекты.
Прежде чем решать вопрос о передаче таких объектов в чье-либо пользование Управление, как и КМ РА должно было бы определиться кому собственно принадлежит объект. Однако Управление и на это не обратило никакого внимания.
Как видно из упомянутого Положения Управление не было наделено правом заключения договоров о передаче объектов культурного наследия другим организациям. Более того не все памятники истории и культуры являются подведомственными организациями самого Управления.
В соответствии с перечнем подведомственных организаций Госуправления, туда входят 24 историко-архитектурных заповедников, в число которых не входят те объекты, которые в соответствии с Постановлением КМ РА должны быть переданы Пицундско-Сухумской Епархии АПЦ. Возникает вопрос, на каком основании Управление согласно договору, передало упомянутые объекты Епархии, если само Управление никакого отношения к представленным объектам не имеет?
4) Как видно из Положения о Госуправлении РА охраны историко-культурного наследия, а именно раздела 4 Управление возглавляет начальник, который осуществляет все оперативное управление деятельности этой организации. Заместитель начальника такой функцией не обладает вообще, его полномочия не предусмотрены данным Положением. Следовательно, факт подписания договоров о передаче церковных зданий замначальника управления Каланыш Ж.П. есть грубое нарушение Положения, так как договоры и акты передач объектов заключены ненадлежащим лицом и в силу одного этого факта являются недействительными.
Таким образом, из вышеизложенного видно, что Постановление КМ РА о передаче церковных зданий и сооружений религиозной организации «Пицундско-Сухумской Епархии АПЦ» и последующее заключение договора госуправлением РА по охране историко-культурного наследия о передаче в бессрочное пользование объектов этой же организации незаконны.
В связи с этим, на основании ст. 10 Закона о прокуратуре РА, просим рассмотреть наше заявление, организовать прокурорскую проверку законности упомянутых Постановления КМ РА от 31.08.2010 года и договоров заключенных Управлением охраны историко-культурного наследия, и в соответствии со ст. 21 Закона о прокуратуре РА принести протест на указанные незаконные правовые акты в органы их издавшие на предмет их отмены.
Приложение:
1. Копия заявления
2. Постановление КМ РА от 28.12.2010 г. № 283
3. Постановление КМ РА от 31.08.2010 г. № 170
4. Договора безвозмездного пользования
5. Акты приема-передачи зданий
6. Справка с БТИ Администрации г. Сухум
7. Справка с БТИ Администрации Гудаутского района.
8. Ответ Министерства юстиции РА 27.07.2011 г.
9. Приказ по Министерству юстиции Республики Абхазия от 4 июля 1995 г.
10. Письмо Премьер-министру республики Абхазия Шамба С.М. от «Пицундской и Сухумской Епархии АПЦ»
См. также:
Данное заявление было озвучено на совместной пресс-конференции представителей Совета Священной Митрополии Абхазии с депутатами Собрания, представителями Администрации и общественности г. Новый Афон, прошедшей в пятницу, 11 августа 2017 г. в конференц-зале гостиницы «Атриум-Виктория» в г. Сухум.
Кроме того, жителями г. Новый Афон направлено заявление на имя президента Республики Абхазия Рауля Хаджимба и депутатов Народного Собрания — Парламента Республики Абхазия, в котором горожане выражают обеспокоенность в связи с конфликтом вокруг монастыря святого апостола Симона Кананита.
Письмо на имя президента Республики Абхазия Рауля Хаджимба подписали:
глава Администрации г. Новый Афон Даутия Ф.Т.,;
председатель Собрания г. Новый Афон Смыр Р. Н.;
депутат Парламента Республики Абхазия Смыр Н. В.;
директор РУП «Комплекс Новоафонской пещеры» Чалмаз М.М.;
ветеран Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 гг., общественный деятель Пандария Р.В.;
председатель Молодежной организации г. Новый Афон «Апсар» Чанба Р.Р.;
депутаты Собрания г. Новый Афон:
Андарбуа Н.В.,
Бебия А.,
Вардания И.З.,
Пачалия А.М.,
Тария А.А.,
Трапш С.Г.;
заместитель председателя Собрания г. Новый Афон Яланчиди Д.П.
См. также:
Комментарии