26.09.2019

Раскольники: подлинные и мнимые

«“Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего”

Древний церковный писатель Ерма, написавший книгу “Пастырь”, говорил, что не следует осуждать кого-либо, а также не надо слушать тех, кто осуждает других. Если мы с удовольствием слушаем тех, кто клевещет или обвиняет других, мы уже виновны в грехе осуждения.

Осуждение является демоническим состоянием. Первый, кто впал в этот грех, был сам дьявол. Дьявол осудил и оклеветал Бога перед прародителями, а затем стал учить осуждению людей.

…Исаак Сирин объяснял, что Бог допускает искушения тому, кто подвержен греху осуждения. Например, плотские искушения, поражающие человека, есть результат его осуждения ближних. Ибо тем, кто возгордился перед братьями своими, Бог попускает плотские искушения, чтобы мы смирились, увидели свою ничтожность, и, таким образом, перестали осуждать своих ближних».

Иоиль, Митрополит Эдесский, Пельский и Aльмопийский.

Жертва вечерняя, стр.161–166

 

Священная Митрополия Абхазии со дня своего основания на Церковно-народном собрании 15 мая 2011 года переживает не самые спокойные времена. К сожалению, как показывает история, с самого начала своего существования Церковь испытывает гонения, как внешние, так и внутренние. Однако важным остается не само искушение или же гонение как проявление искушения.

Важным для христианина остается его внутреннее состояние – в гонении, невзгодах и бедствиях.

Если правота христианских суждений основывается на Самом Христе и Его учении, то это путь к безупречности. Если же на самости и страстях – к погибели.

Когда речь заходит о существовании православных организаций в Абхазии (мы намеренно в данный момент не произносим слова «Церковь»), всякий оказывается на распутье.

С одной стороны, никто не мешает избрать церковную общину, духовника, храм и в этом окружении утверждаться в евангельских заповедях. С другой стороны, велико искушение с головой окунуться в «межправославные» распри, средостения и черпать энергию в противостоянии, зачастую ярко и недвусмысленно ощущая себя борцом с «мировым злом».

Предостерегая себя и православную паству от последнего, Священная Митрополия Абхазии, к сожалению, видит себя в качестве единственно способной предупредить трагические последствия «борьбы с ближними» на примере судьбы одного священнослужителя в Абхазии.

Протоиерей Александр Яблоков появился в нашей стране в 2007–2008 годах, представил документы клирика РПЦ МП. Несколько позже он вошел в клир Сухумо-Абхазской епархии, далее – Абхазской Православной Церкви. Поскольку по природе он человек довольно деятельный и энергичный, то и.о. управляющего АПЦ иерей Виссарион вскоре назначил его настоятелем храма св. Ипатия в городе Гагре. В период острого и болезненного противостояния в среде духовенства Абхазии протоиерей Александр Яблоков выступал как поборник «чистоты православия» против «раскольников», помог организовать официальный сайт АПЦ и был назначен советом Абхазской Церкви управляющим делами АПЦ.

Приходская деятельность протоиерея Александра воплощала разносторонние аспекты его творческих возможностей.

Официальный сайт АПЦ до сей поры в подробностях сохраняет описания его приходского служения во всех подробностях, и всякий желающий может с ними ознакомится.

Священнослужитель принимал деятельное участие как в общественной жизни нашей страны,

так и в политической.

Вопросы духовного попечения и безопасности также были заботой его деятельности.

Не обходил протоиерей вниманием и сугубо внутреннегосударственные, памятные для нашего общества даты:

Как видим, он всегда оказывался в центре христианской жизни Абхазской Православной Церкви.

 

 

Ну и, слава Богу! – со всей очевидностью сможет сказать всякий обыватель или сторонний наблюдатель, познакомившись с официально изложенным жизнеописанием служителя АПЦ. Управляющий делами нес послушание, помогал в становлении Церкви.

Правда, не дело обывателя или стороннего наблюдателя рассматривать иную – внутреннюю – сторону священнического служения.

А иная, внутренняя, сторона у этого служения была. И о ней знали – как духовенство Абхазии в большинстве своем, так и священноначалие АПЦ.

Однако мы не будем возлагать на себя функции духовного или нравственного суда и, естественно, не будем ставить перед собой задачу поглумиться над «духовными» оппонентами или людьми, не разделяющими нашу точку зрения. Не стоит перед нами и задача ответить «злом за зло», так как это и вовсе противоречит убеждениям.

Посему мы просто предложим вниманию паствы документ, содержание которого не было «тайной за семью печатями» с самого начала служения протоиерея Александра Яблокова в Абхазии.

 


 

«Московский Патриархат
ИСИДОР
МИТРОПОЛИТ ЕКАТЕРИНОДАРСКИЙ И КУБАНСКИЙ
350000, РФ, г. Краснодар, ул. Соборная, 60
[email protected]
т. +7(861)2622081
ф.+7(861)2620948
№_______ «9» февраля 2009 г.

Его Святейшеству
Святейшему Патриарху
Московскому и всея Руси КИРИЛЛУ

Ваше Святейшество!

Мое обращение к Вам связано с обеспокоенностью возможным обстоятельством представления к епископскому служению от Пензенской епархии протоиерея Александра Яблокова. Мое беспокойство обусловлено обстоятельствами, о которых речь пойдет ниже.

Протоиерей Александр Яблоков был рукоположен мной в сан иерея в 1987 году и прослужил на различных приходах Краснодарской епархии до 1996 года, когда был мною запрещен в священнослужении и уволен за штат за аморальный образ жизни. В частности, он открыто сожительствовал с Елизаветой Георгиевной Дьячковой, прихожанкой Свято-Екатерининского кафедрального собора. На протяжении нескольких лет он отправлял супругу с младшими детьми на отдых, а в это время приводил в дом Е. Г. Дьячкову в качестве сожительницы. Много ночей протоиерей Александр проводил в доме Е. Г. Дьячковой, объясняя наивной супруге свое отсутствие тем, что утром рано на службу в собор и он заночует у знакомых неподалеку от храма. Протоиерей Александр Яблоков на тот момент имел глубоко религиозную супругу и четверых малолетних детей. Протоиерей Александр на протяжении многих лет избивал жену и детей, сопровождая побои нецензурной бранью. От многих лиц я регулярно получал жалобы на недостойное поведение священника Александра Яблокова, позорящее и дискредитирующее священный сан. У меня имеются акты судебно-медицинской экспертизы, в коих отражены увечья, которые он наносил своей супруге. Она неоднократно обращалась ко мне с просьбой дать ей церковный развод с протоиереем Александром, так как опасалась за жизнь детей и свою собственную. Протоиерей Александр в своей жизни часто высмеивал монашество, не соблюдал церковные посты, смеялся над набожностью супруги, в частности, когда она келейно читала Псалтырь. Мне неоднократно приходилось призывать нерадивого священника восстановить мир и согласие в семье и пересмотреть свое отношение к браку. Однако он не внял моим увещеваниям и продолжал вести прежний аморальный образ жизни. Жена подала на гражданский развод, и суд принял решение о расторжении брака и взыскании с протоиерея Александра Яблокова алиментов в пользу четверых детей. Однако протоиерей Александр Яблоков отказался обеспечивать родных детей, и против него было заведено уголовное дело: лишь по счастливой случайности он избежал уголовной ответственности. Видя его нераскаянность и нежелание вести образ жизни, достойный священника, я запретил его в священнослужении и уволил за штат.

Через некоторое время ко мне обратился епископ Майкопский и Армавирский Филарет (Карагодин), который просил снять с протоиерея Александра Яблокова запрещение. Я с пониманием отнесся к его просьбе и снял запрещение. Вскоре мне стало известно, что протоиерей Александр Яблоков, в то время иерей, назначен настоятелем Свято-Преображенского храма г. Сочи. До 2001 года я не имел о нем никаких известий, пока приходы, находящиеся на территории всего Краснодарского края, снова не вошли в состав Екатеринодарской и Кубанской епархии. Несколько лет все шло более-менее тихо, однако поступали сигналы о том, что отец Александр носит католическую сутану, а на храмовом престоле стоят вазы с цветами по образцу костелов. В 2006 году мне поступил вновь тревожный сигнал о том, что протоиерей Александр Яблоков нескольким лицам, жителям города Сочи Д. В. Новикову и Н. А. Семеновой, предлагает купить у него храмовые земли по 40 000 американских долларов за сотку, а земли было порядка 50 соток, что составляло 2 000 000 американских долларов. Эти люди проинформировали меня об этом, и мы предприняли все меры, чтобы это беззаконие предотвратить. Сразу начался поток грязи и клеветы в сторону этих уважаемых лиц со стороны протоиерея Александра Яблокова, и мне стало понятно, что никаких выводов для себя он не вынес. Мною было подписано соответствующее распоряжение и выдана доверенность на имя Д. В. Новикова, в которой значилось: протоиерею Александру Яблокову передать все земельные документы Д. В. Новикову, дабы пресечь возможность продажи храмовой земли протоиереем Александром Яблоковым. Почувствовав, что у него нет больше возможности безнаказанно действовать, он обрушил поток грязи и клеветы в мой адрес, а также в адрес моего викария, моих помощников и Д. В. Новикова. Начались проверки прокуратуры, которая выясняла, мог ли правящий архиерей принимать подобные решения. Однако все выяснилось, и проверки прекратились.

Кроме того, хочу обратить Ваше внимание, Святейший Владыка, на факт продажи протоиереем Александром Яблоковым в ломбард напрестольного Евангелия и Креста общей стоимостью около 600 тысяч рублей, пожертвованного Д. В. Новиковым в Свято-Преображенский храм г. Сочи. Эту богослужебную утварь протоиерей Александр Яблоков продал за долги по выполненным работам в собственном доме, который в разы превышает размер Свято-Преображенского храма г. Сочи, где он настоятельствовал.

Недавно мне стал известен тот факт, что Н. А. Семенова, известная сочинская меценатка, пожертвовала на храм квартиру рыночной стоимостью 500 000 американских долларов. Квартиру протоирей Александр благополучно продал, а деньги пустил на строительство своего пятисотметрового дома. Кроме того, все эти годы он продолжает сожительствовать с Е. Г. Дьчковой, которая в г. Сочи представлялась его матушкой. Эта «матушка» фактически и руководила приходом, как служащими храма, так и священнослужителями. Отец Александр внушил многим прихожанам, что ничего предосудительного в этом нет, так живут многие архиереи и священники. Во время своего служения в г. Сочи он просил 100 тысяч американских долларов у Д. В. Новикова для приобретения им архиерейского сана, тогда это мне казалось чем-то невероятным, хотелось гнать эту мысль от себя, однако время расставило все на свои места.

У меня были серьезные намерения предать протоиерея Александра Яблокова церковному суду, однако в июле от него поступило прошение на почисление за штат. Я удовлетворил его просьбу.

Следует рассказать о том, что представлял собой приход, который оставил после себя протоиерей Александр Яблоков. Это, во-первых, агрессивно настроенные люди, которые враждебно отнеслись к новому настоятелю. Для нормализации ситуации пришлось на этот приход назначить своего референта, священника Илию Быстрова, так как убежден, что на другого священника посыпались бы многочисленные жалобы, а так это несколько остужает пыл поклонников протоиерея Александра Яблокова, которые знают, что это мой ближайший помощник и все, что делается на приходе, согласуется с моим благословением. В ноябре я посещал этот приход, совершал там Божественную литургию и видел, что на самом деле оставил после себя прежний и что приходится делать новому настоятелю. Вся ценная утварь была прихвачена прежним настоятелем; на вопрос «как это понимать?» – следует ответ, что у батюшки все было личное. Личные потиры, дарохранительница, плащаницы, венчальные венцы, напрестольные кресты, кадило, иконы, облачения, даже икона на горнем месте – и то оказалась своя. А по описи все в полном порядке, только то, что осталось, это лишь повседневная довольно скромная утварь, а праздничная, оказывается, была личная.

Протоиерей Александр с ноября числится в Пензенской епархии, однако продолжает регулярно бывать в Сочи, совершать различные требы и таинства у себя на дому, настраивая прихожан против правящего архиерея и духовенства. Его сожительница Е. Г. Дьячкова в праздник Богоявления посетила Свято-Преображенский храм и сообщила поклонникам протоиерея Александра Яблокова, что в марте батюшка станет епископом, все уже решено!

Ваше Святейшество! Я допускаю мысль, что если ознакомиться с его личным делом, то в деле не окажется многих бумаг, которые характеризуют протоиерея Александра Яблокова, но ксерокопии этих документов сохранились в канцелярии Екатеринодарской епархии. Это и выговоры, и жалобы, и Указ о запрещении в священнослужении за аморальное поведение, и многое другое.

Искренне убежден, что подобный священник не только не достоин высокого сана епископа Русской Православной Церкви, но и подлежит церковному суду.

Смиренный послушник и богомолец
Вашего Святейшества
МИТРОПОЛИТ ЕКАТЕРИНОДАРСКИЙ И КУБАНСКИЙ»

 


 

Данный документ всего лишь указал вектор развития событий, которые и привели к следующему итогу.

Протоиерей Александр, по всей видимости, бывший управляющий делами АПЦ (о чем с достоверностью судить мы не можем), покинул лоно РПЦ МП и перешел в юрисдикцию «РПЦЗ/ПРЦ» под руководством «митрополита» Филарета Семовских.

 

 

Став «архимандритом» этой религиозной организации, он заявил:

«… Эти и другие негативные моменты патриархийной жизни стали причиной того, что ушел из МП и стал искать благодатную каноническую Русскую Православную Церковь. Итогом моих поисков явилось то, что я принес покаяние в сергианстве и экуменизме, став под омофор Митрополита Филарета (Семовских) Первоиерарха ПРЦ/РПЦЗ. Православная Российская Церковь под омофором Митрополита Филарета имеет законную преемственность церковной власти от Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода ПРЦ согласно Постановлению N 362 от 1920 года, в то время как МП (Московская Патриархия – прим.) является самочинным раскольническим образованием Митрополита Сергия в союзе с богоборческой властью. Сейчас, когда существует возможность свободного выбора Церкви, по долгу пастырской совести этот выбор сделал. Смею успокоить всех, кто меня знает, и всех прихожан, что пребываю сейчас в канонической Церкви, а не в расколе и не в еретической организации. Призываю и всех, кому дорога истина, приложить все усилия к тому, чтобы её обрести».

После чего был он возведен в сан епископа с титулом «Сочинского и Черноморского» с окормлением, по словам своего первоиерарха, также территории Абхазии.

 

 

Далее новоиспеченный «архиерей» сразу же принял участие в «архиерейском синоде» Церкви.

 

 

Разбор подобной эволюции, а точнее духовной инволюции клириков АПЦ, сыплющих без числа обвинения в «расколах», подписывающих петиции на духовенство СМА в адрес священноначалия Московской Патриархии, разделяющих паству в Абхазии на «благодатных» и без (и тем не менее которых мы по сей день воспринимаем собратьями), как уже было сказано выше, мы оставляем за скобками.

Это область ответственности священноначалия Русской Православной Церкви, клириком которой и был протоиерей Александр Яблоков.

А выводы в среде православных жителей Абхазии каждый мирянин и священнослужитель должен сделать для себя сам.

Свою же задачу по ознакомлению нашей паствы с этим делом мы считаем оконченной.

Это наша данность, и в непростой церковной обстановке мы продолжаем призывать к духовной бдительности относительно собственных поступков, собственных прегрешений и собственного церковного пути.

От указанного зла – «не видеть своих прегрешений и осуждать своего брата» – да сохранит нас Всемилостивый Господь!