Новое, молодое вино

Наша церковная реальность похожа на большое замкнутое пространство, в котором со временем собралось громадное количество разного рода вещей. Каждой из них изначально отводилось свое место. Но постепенно, с заполнением всех мест, люди стали ставить предметы на предметы, в связи с чем эти вертикальные нагромождения падали. Их то успевали, то не успевали, а чаще уже боялись поднимать. Человеческий страх и невежество породили хаос в этой церковной реальности.

Со временем, как в любом подобном помещении, здесь появляются беспорядок, грязь и пыль. Вдобавок ко всему и свой специфический церковно-музейный запах.
Человек, которого освободили от всякой условности, после этой “творческой самодеятельности” сам становится музейным экспонатом. И в этой ужасающей истории массового человеческого безумия и ослепления мы и Бога дерзаем замкнуть в эту ограниченность.

Просто открыть окна и проветрить это помещение – делу уже не поможет. Более того, оно усугубит его удручающее положение, здесь нужны более кардинальные решения. Для этого нам снова нужно открыть Библию.

Бог в Священном Писании, после долгого и необходимого странствования, приводит человека к такой новой и удобоносимой форме взаимоотношений с Самим Собой, которая ждет от человека только одного – подвига его веры.
Бог, пролитой кровью Своего Сына, прощает человеку его грехи. Христос побеждает смерть и освобождает человека от страха перед ней. Христос дарит человеку свободу. И теперь, когда с человека снята вина перед Богом и, более того, когда человеку даруется Божье сыновство, Бог желает иметь взаимоотношения уже с новыми, свободными и благодарными личностями. Эти взаимоотношения и есть то молодое и новое вино, которое невозможно держать в старых мехах.

Мы же, не желая переступить через свою “значимость” и принять свое спасение как дар Божий, верим в себя и в свои дела . Поэтому человек снова и снова несет в это страшное помещение одни лишь свои заслуги, окончательно низводя и Христа до музейного экспоната. У нас давно порвались меха и разлилось вино…

Но это не страшно, ведь это новое вино – дар Божий, а новые меха – это наша с вами вера в то, что Христос нас спас . И здесь, при наличии этих двух элементов – Бога и нашей веры, нам уже не нужен никто. Ведь это и есть собрание верующих в Христа, то есть Церковь.

И не важно, будет это православием или нет, ведь не православие как таковое является спасением, а Христос. А он, слава Богу, больше, чем и православие, и католицизм, и протестантизм вместе взятые.

Поэтому осознание необходимости говорить об этой новой жизни заставляет меня находиться в это время в этом месте.

Иеромонах Андрей (Ампар).