Официальный сайт Священной Митрополии Абхазии > Новости > Митрополит Илларион о судьбе православных общин Абхазии и Южной Осетии
12.02.2016

Митрополит Илларион о судьбе православных общин Абхазии и Южной Осетии

11 февраля 2016 г. председатель ОВЦС Московского Патриархата митрополит Илларион дал интервью газете КОММЕРСАНТ.ru. В своем интервью журналисту Павлу Коробову митрополит Илларион в числе прочих вопросов коснулся и судьбы православных общин Абхазии и Южной Осетии.
 
П. К. На протяжении многих лет православные Абхазии и Южной Осетии просят принять их в лоно РПЦ. Почему Московский патриархат не идет на это?
 
М. И. Потому что существует принцип, согласно которому изменение политических границ не должно вести к немедленному изменению границ церковных. Если мы будем менять церковные границы каждый раз, когда появляются новые политические рубежи, то каждые несколько лет будут возникать новые церкви. Есть такие поместные церкви, у которых границы не менялись в течение многих веков, хотя за тот же период на территории их канонического присутствия неоднократно возникали и упразднялись границы государств. Посмотрим на древние патриархаты: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский — сколько с IV столетия, когда оформилась система четырех восточных патриархатов, сменилось на этой территории государств, сколько раз передвигались и менялись границы? А каноническая территория церкви остается неизменной на протяжении веков. Естественно, в жизни поместных православных церквей бывали ситуации, когда границы менялись, когда те или иные епархии передавались из одной юрисдикции в другую. Но это происходило всегда соборным решением и не зависело напрямую от изменения политических границ. Поэтому когда, например, Украина стала государством, и на этой почве один иерарх провозгласил принцип, что у независимого государства должна быть независимая церковь, ему напомнили: такого принципа никогда не было в каноническом праве православной церкви. Тем не менее затронутый вами вопрос требует неких конкретных, пусть и временных решений. Эти решения мы сейчас пытаемся найти в диалоге со всеми заинтересованными сторонами.
 
Поный текст интервью: «Противоречия полностью не преодолены» — “Ъ”