Столкнувшись на практике с положением и настроениями людей, живущих за так называемой «чертой бедности», для нас становится очевидным тот факт, что в случае, если государственная политика в области социального обеспечения не претерпит положительных изменений, то над страной нависнет угроза тяжелых потрясений. Забегая вперед, скажу, что мы никоим образом не собираемся кого-либо упрекать в бездействии. Напротив, главная наша задача заключается в том, чтобы в максимально сжатые сроки скоординировать усилия всех организаций и государственных органов, работающих в этой сфере. Нам представляется, что лишь в тесном контакте друг с другом возможна разработка системы эффективной социальной поддержки и помощи населению.
Безусловно, война и последовавшие за ней тяжелые послевоенные годы не могли не сказаться на благосостоянии народа Абхазии. Каждый из нас, в той или иной степени, ощутил на себе тяготы налаживания мирной жизни. Однако сегодня, когда после войны прошло уже более двадцати лет, мы подступаем к той черте, переступив которую, нам будет крайне тяжело в будущем что-либо изменить. Территория восточной Абхазии, наиболее пострадавшая от военных действий, находится в упадке. Отток населения из Очамчырского, Ткуарчалского, Галского и Гулрыпшского районов в Сухум и его окрестности, привел к тому, что села в указанных районах существенно опустели. В поисках лучшей жизни, люди перебирались в столицу, однако, ввиду объективных причин, трудоустроиться и найти постоянный источник заработка удавалось далеко не каждому. Безработица приводила к повышению уровня преступности и наркомании. Как следствие, проникновение и укоренение этих проблем в молодежную среду. Снятие блокады и постепенное увеличение потока туристов, приезжающих на отдых, затронуло в основном территорию Западной Абхазии, а именно славившиеся своими курортами и здравницами Гагрский и Гудаутский районы. Но и здесь положение вещей далеко не безоблачно.
Тяжелое демографическое положение в стране обязывает государство, как впрочем и все наше общество, с особым трепетом относиться к проблемам многодетных семей. Существует острая необходимость в создании целевых программ по поддержке этих семей. Здесь речь идет, в первую очередь, о трудоустройстве кормильцев и предоставлении достойного пособия на ребенка. Особенно важно поддерживать те семьи, в которых бремя содержания детей выпадает на одного родителя по причине смерти или недееспособности второго. В тоже время нельзя допускать, чтобы родители в многодетных семьях использовали детей как возможность «спекулирования» в отношениях с государством, с целью получения определенных льгот и привилегий.
На сегодняшний день в списке Социального отдела СМА значится 51 многодетная семья. Самое сложное положение, как об этом и говорилось выше, в Очамчырском районе, где мы оказываем помощь 20 семьям. В Гудаутском – 10 многодетных семей на нашем попечении, в Сухумском районе – 9, в Гулрыпшском – 6, в Ткуарчалском – 3, Гагрском – 3 семьи. Еженедельно нами принимаются и рассматриваются по несколько заявлений о внесении в список лиц, получающих ежемесячно помощь продуктами питания.
Год назад, когда мы начали работать по этой программе, уже существовала база данных, по которой Новоафонский монастырь оказывал благотворительность. Хотелось бы отдельно поблагодарить Ремзика Шакая и Сергея Агумава, проводивших эту кропотливую работу до нас. По поручению наместника монастыря св. апостола Симона Кананита, иеродиакона Давида (Сарсания), мы систематизировали благотворительную деятельность СМА. Была собрана необходимая для формирования базы данных документация – паспортные данные родителей и свидетельства о рождении детей, чтобы отслеживать возраст людей, нуждающихся в помощи. Информация о благотворительной деятельности монастыря стала постепенно распространяться, и к нам начали поступать новые заявления, по которым мы делали выезды и принимали решение о внесении новых семей в список оказания помощи. Мы полагаем, что количество семей может возрасти в скором времени до 60-70 семей, а к концу года эта цифра может приблизиться к сотне.
На попечении нашего Отдела находится уже 318 человек, из которых несовершеннолетних детей – 181, малолетних — 132 человек, инвалидов — 7. Социальная ситуация крайне тяжелая. В нашем списке 8 женщин, которые имеют больше пяти детей и находятся в разводе. Причем в некоторых случаях брак либо не расторгнут официально, либо и вовсе не регистрировался. Три вдовы, одна из которых воспитывает в одиночку 10 детей.
В Абхазии всегда у представителей всех национальностей были многодетные семьи. Ситуация не нова. Но именно сейчас, ввиду указанных выше проблем, особенно важно поддержать и защитить их. В тоже время помощь и поддержка не должны стимулировать иждивенчество! Мы сталкиваемся с той ситуацией, что многие предпочитают просто-напросто просить. Это становится как бы неким мейнстримом – выбивать деньги у государства. Даже в нашей деятельности приходится констатировать тот факт, что люди приходят в монастырь, и происходит подмена понятий. То есть некоторые из них думают, что они пришли в государственные органы и могут, стукнув кулаком по столу, выбить для себя определенные преференции. Довольно-таки трудно донести до сознания граждан, что эта помощь посильная и бесконечной быть не может. На практике мы сталкивались с тем, что семьи имеют возможность обрабатывать землю содержать скот, но они просто напросто не хотят этим заниматься.
Резюмируя все вышесказанное, хочу подчеркнуть, что проблема социального обеспечения населения проявляется особо остро и заслуживает пристального внимания компетентных органов. Мы не ставим целью заявить о себе как о благодетелях, дарующих помощь людям. Нет, мы, напротив, открыты и стремимся к сотрудничеству со всеми желающими в деле помощи и поддержке населения Абхазии.
Да поможет нам Господь!
Комментарии