Сборник последований молений: моление святому Евстафию

Вашему вниманию впервые предлагается текст описания и порядка последования моления святому Евстафию Апсильскому согласно абхазской народной христианской традиции. Данное последование является первым в готовящемся сборнике последований традиционных молений абхазов-христиан.

К сожалению, до сегодняшнего дня традиционные христианские моления абхазов не имели письменной фиксации всего порядка их совершения, с четким указанием на причины и практику их проведения. В связи с этим, в настоящее время понимание причин и практики проведения традиционных молений не систематизированы. Они изобилуют неверными и ложными интерпретациями, что приводит к утрате смысла, назначения и пользы самих молений.

Создание сборника последований традиционных для абхазов-христиан молений на основе этнографических и фольклорных материалов, их научный и теологический анализ позволит внести ясность в смысл и назначение молений, унифицировать их, прекратив, таким образом, ложные и неверные практики совершения ритуала.

 

Порядок совершения моления св. Евстафию (ацқьа Еустаҭ иныҳәа)

согласно традиции абхазского народного христианства (православия) [1]

Совершается ежегодно 20 сентября (3 октября по современному календарю) у руин древних храмов в крепости Цабал [2].

 

1. Привод жертвенного животного благодарения (ашьтәак порогу храма [3]

Жертвенное животное благодарения подводят к порогу руин храма в крепости Цабал [4]. Все присутствующие выходят за территорию храма и становятся на оба колена (аҩшьамхык арсра) перед западным входом в храм лицом к востоку, сложив руки на груди и благоговейно соблюдая глубокое молчание. Мужчины снимают головные уборы.

Примечание: Если празднование дня памяти св. Евстафия попадает на воскресный день, присутствующие на колени не становятся. Если день памяти св. Евстафия приходится на среду или пятницу (постные дни), жертвенное животное благодарения не закалывают, а моление проводят с использованием пяти хлебов без всякой начинки (акәакәарқәа).

 

2. Молитва над жертвенным животным благодарения 

Молитву произносит священник (если присутствуют несколько священников, то старший из них). Во время произнесения молитвы священник стоит рядом с избранным общиной человеком, придерживающим жертвенное животное благодарения (этот же человек и будет затем закалывать жертвенную скотину) [5].

Текст молитвы:

«Ацқьа Еустаҭ! Иузку ашьтәа уҳарбоит.

Ара игылоу зегьы уныҳәаԥхьыӡала Анцәа Ду Илаԥш ҳхызааит.

Уҳазиҳәа, агәамч, агәабзиара шьардаамҭа иҳанаишьартә.

Ҳзыхныҳәо ҳзеиӷьхааит.

Ҳаԥхьаҟа амчымхареи ачымазареи ҳҟәигартә.

Ҳаицәихьчааит аҩсҭаа, уи имчқәагьы ԥырхага ҳарымҭааит.

Илаԥш рхызааит иахьа ҳныҳәара иақәымшәаз ҳауа-ҳҭахы зегьы».

Священник благословляет жертвенное животное благодарения крестным знамением (дақәныҳәоит). Все присутствующие отвечают «Аминь», осеняя лоб крестным знамением (рылахь-рыџьымшь рӡатәуеит) [6]. Затем все поднимаются с колен и кланяются к востоку, крестного знамения при этом дополнительно не совершая.

 

3. Закалывание жертвенного животного благодарения

Закалывание жертвенного животного благодарения происходит в чистом месте неподалеку от храма. Животное валят на землю на левый бок, мордой на восток. Старший режет жертвенное животное, а тушевание поручается молодежи [7]. После того, как шея жертвенного животного перерезана, по ране на шее и по земле, куда вылилась кровь, несколько раз проводят головешкой, вынутой из костра [8].

Варится разделанное мясо (акәац) и мамалыга (абысҭа).

4. Малое освящение воды

Священник, облаченный в епитрахиль и фелонь, на руинах храма в крепости Цабал совершает малое освящение воды (аӡыԥшьара). После освящения воды священник окропляет ею развалины церкви и присутствующих людей. Все присутствующие потребляют святую воду.

 

5. Приготовление ритуального стола (ашәымкьаҭ) [9]

Ритуальный стол (ашәымкьаҭ) приготовляется за оградой храма, в месте, где будет проходить моление [10]. Напротив стола в землю вбивают колышек с крючком, к которому крепят икону св. Евстафия (ацқьа Еустаҭ иныхачаԥа). При этом иконописный лик должен быть обращен к столу и молящимся людям.

 

На ритуальный стол (ашәымкьаҭ) ставятся:

  • Глиняная или металлическая кадильница (арафҟьага) с раскаленными углями (угли вынимаются из костра, на котором варится мясо, и опускаются в кадильницу непосредственно перед началом моления) и ладанник с фимиамом (арафы).
  • Восковая свеча (ацәацқьа иалху ацәашьы) (ее либо втыкают в сложенные стопкой пироги с сыром, либо крепят к горлу ритуальной амфоры с вином (аҳаԥшьа)).
  • Деревянная чаша для моления (аҿа).
  • Глиняный кувшин с вином (аирыӡ) и глиняные стаканы (вино приносят мужчины, участвующие в молении).

Примечание: Если заранее заготовлена посвященное св. Евстафию подземная ритуальная амфора с вином (аҳаԥшьа), то открывается эта амфора, и моление совершается неподалеку от нее.

  • Сваренные сердце и печень жертвенного животного (агәыи агәаҵәеи), нанизанные на ореховую палочку-рогатку (х-цык змоу), помещают в специальную миску (агәабалаа).

Примечание: Если день памяти св. Евстафия приходится на среду или пятницу (постные дни), на ритуальный стол вместо вареных сердца и печени жертвенного животного кладут пять хлебов без всякой начинки (акәакәарқәа).

  • Соль на специальном (керамическом) блюдце.
  • Пироги с сырной начинкой (ачашәқәа), сложенные стопкой (пироги пекут и приносят с собой женщины, участвующие в молении; каждая женщина печет и приносит по 3 пирога).

Примечание: Если день памяти св. Евстафия приходится на среду или пятницу (постные дни), то пироги (ачашәқәа) пекут с постной ореховой начинкой.

 

6. Омовение рук

Неподалеку от ритуального стола (ашәымкьаҭ) вбивают колышек с крючками (обычно этот колышек изготавливают из веток кизила, абх. абгыӡра), на которые вешают «абхазское полотенце» (крестообразной формы). Рядом становится парень с кувшином воды, он поливает на руки пришедшим на моление. Все присутствующие по старшинству (начиная со священника и человека,  который возглавит моление) моют руки (рнапы аӡы ақәырҭәоит).

 

7. Моление

  • Все присутствующие, за исключением возглавляющего моление мужчины (аныҳәаҩ), становятся на оба колена (мужчины впереди, женщины и дети позади мужчин) лицом к иконе св. Евстафия и ритуальному столу (ашәымкьаҭ), сложив руки на груди и благоговейно соблюдая глубокое молчание. Мужчины снимают головные уборы.

Примечание: Если празднование дня памяти св. Евстафия попадает на воскресный день, присутствующие на колени не становятся.

  • В случае, если возглавляющий моление мужчина одет в национальный абхазский костюм (акәымжәы, аԥсуа кьаҿ — как правило, белого цвета, что символизирует чистоту человека, возглавляющего моление) либо иную одежду с поясным (не брючным!) ремнем, то принято снять верхний ремень и повесить его на посох-алабашьа. Если возглавляющий моление одет в современную европейскую одежду, снимать или расстегивать ремень недопустимо!
  • Возглавляющий моление (аныҳәаҩ, не священнослужитель!) кладет фимиам (ладан) на угли (кадильница стоит на ритуальном столике).
  • Когда ладан воскурится, возглавляющий моление, взяв в правую руку чашу для моления (аҿа) с вином, а в левую — вареные сердце и печень жертвенного животного благодарения, нанизанные на ореховую палочку-рогатку (если день памяти св. Евстафия приходится на среду или пятницу — постные дни, то в правой руке он держит чашу с вином, а в левой — один из пяти пять хлебов без всякой начинки), произносит молитву, которую у порога храма уже произносил священник:

«Ацқьа Еустаҭ! Иузку ашьтәа агәи агәаҵәеи уҳарбоит (если открывается ритуальная амфора с вином (аҳаԥшьа), к сказанному добавляем — аҩыцқьеи; если постные дни  говорим — акәакәарқәеи аҩыцқьеи).

Ара игылоу зегьы уныҳәаԥхьыӡала Анцәа Ду Илаԥш ҳхызааит.

Уҳазиҳәа, агәамч, агәабзиара, шьардаамҭа иҳанишьартә.

Ҳзыхныҳәо ҳзеиӷьхааит.

Ҳаԥхьаҟа амчымхареи ачымазареи ҳҟәыигартә.

Ҳаицәихьчааит аҩсҭаа, уи имчқәагьы ԥырхага ҳарымҭааит.

Илаԥш рхызааит иахьа ҳныҳәара иақәымшәаз ҳауа-ҳҭахы зегьы».

  • Все присутствующие отвечают «Аминь!», осеняя себя крестным знамением (рылахь-рыџьымшь рӡатәуеит). Затем все поднимаются с колен и кланяются к востоку, крестного знамения при этом не совершая.
  • После произнесения молитвы возглавляющий моление мужчина (аныҳәаҩ) ставит чашу с вином на ритуальный столик, туда же он кладет вареные сердце и печень жертвенного животного благодарения, нанизанные на ореховую палочку-рогатку. Затем он отрезает от вареных сердца и печени жертвенного животного благодарения по кусочку, а также вынимает частицу пирога с сырной начинкой, и, обмакнув все это в вино, возжигает на углях [11].

Примечание: Если день памяти св. Евстафия приходится на среду или пятницу (постные дни), то возглавляющий моление вынимает частицу из одного хлеба без всякой начинки (акәакәар), и обмакнув в вино, возжигает на углях.

  • После этого возглавляющий моление мужчина (аныҳәаҩ) снимает с ореховой палочки-рогатки вареные сердце и печень жертвенного животного, кладет их в миску, отрезает от них по кусочку для себя и вместе с куском пирога потребляет, запивая вином из чаши (три глотка), которую он держал во время молитвы.
  • Возглавляющий моление мужчина (аныҳәаҩ) нарезает на кусочки вареные сердце и печень жертвенного животного, а также пироги с сырной начинкой для всех присутствующих.
  • К ритуальному столу присутствующие подходят по очереди в порядке старшинства (вначале мужчины, затем женщины и дети). Возглавляющий моление мужчина (аныҳәаҩ) дает каждому подошедшему по куску вареных сердца и печени жертвенного животного, а также по куску пирога.

Примечание: Следует особо отметить, что порядок вкушения жертвенной еды таков: сначала куски вареных сердца и печени, а также пирога (либо хлебца без начинки), и лишь затем потребляется вино, а не наоборот, поскольку жертвенная еда не является закуской к вину.

  • Один из молодых людей разливает для всех присутствующих (кроме детей!) вино из ритуального кувшина (аирыӡ) в глиняные стаканы. Присутствующие запивают куски вареных сердца и печени, а также пирога вином (по три глотка!).
  • При потреблении жертвенной еды и вина каждый вполголоса, как бы для самого себя, произносит следующую краткую молитву (ҿыц аныҳәара иаламгакәа):

«Ацқьа Еустаҭ! Уныҳәаԥхьыӡла Анцәа Ду Илаԥш ҳхызааит!»

Или «Алԥха ҳауааит!»

Примечание: Пока идет общая трапеза, ритуальный стол (ашәымкьаҭ) остается неприкосновенным, и на нем по-прежнему стоят: глиняная кадильница (арафҟьага) с фимиамом (арафы); зажженная восковая свеча (ацәашьы); ритуальный кувшин с остатками вина, чаша для моления (аҿа) и глиняные стаканы; миска с ореховой палочкой-рогаткой. Оставшиеся после моления куски вареных сердца и печени вместе с пирогами подаются к общей трапезе.

 

8. Праздничная трапеза (аишәа)

Столы предварительно застилают чистой бумагой [12]. Для праздничной трапезы (аишәа) подается мамалыга, которая порционно выкладывается на столы, вареное мясо (по куску на каждого) [13], соль, вино, пироги с сыром, разбавленные водой мед и кислое молоко (ацхаӡҩа, ахырҵәӡҩа). Вся еда выкладывается на столы, посуда используется только для вина и напитков (ацхаӡҩа, ахырҵәӡҩа).

Все присутствующие стоя вместе читают молитву «Отче наш»:

Жәҩан иҟоу ҳ-Аб, ицқьахааит Ухьӡ, иааиааит Уаҳра, иҟалааит Угәаԥхара хыхь ажәҩан аҟны еиԥш ҵаҟа адгьыл аҿгьы; ача зыда ҳхәарҭам ҳаҭ ҳара иахьа, иҳанажь ҳара ҳуалқәа ҳара ҳтәы зықәқәоу ишранаҳажьуа еиԥш; ҳагьалаумгалан ҳара ацәгьаԥышәара, ҳагьицәыхьча ҳара аҩсҭаа. Амин.

Священнослужитель благословляет трапезу. Затем все садятся за стол (мужчины и женщины отдельно).

  • Первый тост — «Боже благослови нас!» (Анцәа Улԥха ҳаҭ!).
  • Второй тост — за небесные Силы (Ҳаиҳа зымчу) и св. Евстафия (ацқьа Еустаҭ) и его покровительство над всеми присутствующими, нашим народом и страной.
  • Третий тост — за священника и человека, который возглавил моление (аныҳәаҩцәа).
  • Четвертый тост — за народ и страну (ҳажәлари ҳ-Аԥсныи).
  • Пятый тост — обращение к Господу с просьбой сподобить всех присутствующих, чтобы в будущем году на этом же месте достойно чествовать день памяти св. Евстафия.

 

9. Раздача пищи

  •  Священника и человека, возглавлявшего моление, община молящихся одаривает почетными кусками жертвенного животного благодарения и оставшимися целыми пирогами (аныҳәаԥса).
  • Вся оставшаяся пища делится поровну между участниками моления (ачымазаҩ (изымааиз) ма аҭаацәа рҿы ахшара рацәа змоу рхәы рышьҭуеит).

 

10. Ритуальный стол (ашәымкьаҭ) разбирается

 В завершение ритуальный стол (ашәымкьаҭ) разбирается и аккуратно складывается в чистом месте [14].

 

Приложение 1

 Список необходимого для совершения моления св. Евстафию 

  1. Икона св. Евстафия Апсильского (ацқьа Еустаҭ иныхачаԥа).
  2. Чаша для освящения воды, кропило и кружки для потребления святой воды.
  3. Глиняная или металлическая кадильница и ладанник с фимиамом (арафҟьагеи арафи).
  4. Восковая свеча (ацәацқьа иалху ацәашьы).
  5. Деревянная чаша для моления (аҿа).
  6. Глиняный кувшин для вина (аирыӡ) и глиняные стаканы.
  7. «Абхазское полотенце» (крестообразной формы).
  8. Кувшин для омовения рук (аԥҳал).
  9. Миска для сваренных сердца и печени жертвенного животного (агәабалаа).
  10. Керамическое блюдце для соли.
  11. Жертвенное животное благодарения (ашьтәа) — холощеный козел старше двух лет.
  12. Вино (приносят мужчины, участвующие в молении, либо открывается ритуальная амфора с вином (аҳаԥшьа)).
  13. Соль крупного помола (аџьыкахыш).
  14. Котел для варки мяса (ақәаб), треножник для установки котла (ахшьапы), дуршлаги, чтобы снимать пену (ақәадаб хыхга) и вынимать вареное мясо (ажьхы).
  15. Большая плетеная корзина для раздачи мяса (акалаҷкәыр).
  16. Котел (ақәаб) для мамалыги, треножник для установки котла, деревянные лопатки для перемешивания (амысҭхәага) и выкладывания мамалыги.
  17. Кукурузная мука или просо (пшено).
  18. Пироги с сыром (ачашәқәа) (пекут и приносят с собой женщины, участвующие в молении, каждая женщина печет и приносит по 3 пирога).
  19. Кислое молоко и мед (приносят женщины, участвующие в молении).

 

Приложение 2 

Если день памяти св. Евстафия приходится на среду или пятницу

  1. Икона св. Евстафия Апсильского (ацқьа Еустаҭ иныхачаԥа).
  2. Чаша для освящения воды, кропило и кружки для потребления святой воды.
  3. Глиняная кадильница и ладанник с фимиамом (арафҟьагеи арафи).
  4. Восковая свеча (ацәацқьа иалху ацәашьы).
  5. Деревянная чаша для моления (аҿа).
  6. Глиняный кувшин для вина (аирыӡ) и глиняные стаканы.
  7. «Абхазское полотенце» (крестообразной формы).
  8. Кувшин для омовения рук (аԥҳал).
  9. Пять хлебов без всякой начинки (акәакәарқәа).
  10. Вино (приносят мужчины, участвующие в молении, либо открывают ритуальную амфору с вином (аҳаԥшьа)).
  11. Пироги (ачашәқәа) с постной ореховой начинкой (пекут и приносят с собой женщины, участвующие в молении, каждая женщина печет и приносит по 3 пирога).
  12. Мед (приносят женщины, участвующие в молении).

Примечание: В постные дни для общей трапезы допускается и иная постная пища.

 


 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Составлен на основе традиционного моления абхазов св. Георгию Победоносцу (см. Званба С. Т. Абхазские этнографические этюды. Сухум: «Алашара», 1982. — С. 24-26). О традициях жертвоприношений в народном христианстве (православии) см.: Барабанов Н. Д. Благочестивые заклания. Традиции публичных жертвоприношений в византийском приходском православии // Византийский временник,  63 (2004), с. 89-113. https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/ortodox/Article/bar_blag.php

[2] Впервые моление св. Евстафию Апсильскому было совершено 3 октября 2016 г. В нем приняли участие более 40 человек (см. В древнем храме крепости Цабал прошли торжества в память св. Евстафия Апсильского // Алашарбага, 4 (2017), с. 11. https://anyha.org/eustat-nyhua/).

[3] «Ашьтәа» или «абшьтәа» — холощеный козел старше двух лет.

[4] Во время подведения жертвенного животного к руинам храма его нельзя бить палкой.

[5] Таковым человеком (аныҳәаҩ) должен быть мужчина в зрелом возрасте с безупречной репутацией и без физических недостатков (агра змам). Он должен готовиться к молению за несколько дней.

[6] Фраза «алахь-аџьымшь аӡатәра» буквально означает: «совершение крестного знака на лбу». Как известно, в древности христиане осеняли себя крестным знамением большим пальцем правой рукой, проводя им крестообразно по лбу сверху вниз и справа налево.

[7] Зарезанная жертвенное животное (если это козел) подвешивается к дереву за ноги, и после этого с туши сдирают шкуру.

[8] Данное действие близко к библейскому пониманию жертвоприношения животных и птиц. Например, «Ной воздвиг жертвенник Господу и принес жертвы всесожжения из всех видов чистых животных и птиц. Вдыхая запах жертв, Господь сказал Себе: “Впредь не буду Я насылать на землю проклятие из-за людей…”» (Бытие, 8: 20-21).

[9] Стол на четырех высоких вбитых в землю ножках. Обычно его изготавливают из свежих кольев лещины (или фундука), столешницу покрывают рядом веточек того же дерева, поверх которых выкладывают настил из листьев. Такой столик использовался во время общественных молений, на него клали жертвенное мясо и другие продукты. Известно, что такие же столики использовали абхазы-пастухи во время пребывания на горных пастбищах и для приготовления сыра. Этимологию данного слова Ц. Н. Бжания объясняет следующим образом: «Первый композит “ашә” — сыр, а “мкьаҭ” не совсем понятен. Возможно, это такой же компонент слова, как в “ҩаӡамкьаҭ” — название нартской винодавильни-кувшина, где “ҩаӡа” — молодое вино, и, возможно, “лагуан” и “мкьаҭ” осмысливаются как хранилище» (Бжания Ц. Н. Из истории хозяйства и культуры абхазов. Сухум: «Алашара», 1973. — С. 98).

[10] Молящиеся во время моления в честь св. Евстафия обращены лицом к востоку, либо в сторону храма.

[11] Данное действие близко к библейскому пониманию жертвоприношения животных и птиц. Например, «Ной воздвиг жертвенник Господу и принес жертвы всесожжения из всех видов чистых животных и птиц. Вдыхая запах жертв, Господь сказал Себе: “Впредь не буду Я насылать на землю проклятие из-за людей…”» (Бытие, 8: 20-21).

[12] В недавнем прошлом вместо столов использовались покрытия на земле из свежесобранных листьев подходящих растений.

[13] Почетными кусками считаются: разрубленная пополам голова животного “ахыбжа”, которую подают самым почетным и старшим гостям, лопатка “ажәҩашәаҟьа”, бедро “аԥылгыды”. Голень “аԥымаҵәа” гостям или старшим подавать не принято.

[14] Существует традиция, которая частично сохраняется и в наши дни: две ножки ритуального стола (ашәымкьаҭ) рубят (каждую — одним взмахом), а две оставляют (Бжания Ц. Н. Из истории хозяйства и культуры абхазов. Сухум: «Алашара», 1973. — С. 220-221).