Официальный сайт Священной Митрополии Абхазии > Статьи > Архимандрит Дорофей (Дбар). Не загоняйте наш народ в Отапскую пещеру! (Мой ответ Хаджарату)

Архимандрит Дорофей (Дбар). Не загоняйте наш народ в Отапскую пещеру! (Мой ответ Хаджарату)

 

Архимандрит Дорофей (Дбар)

Не загоняйте наш народ в Отапскую пещеру!

(Мой ответ Хаджарату) [1]

 

После того как сайт «Abkhaz-auto» перепечатал текст моего Пасхального обращения, последовал ряд неприятных комментариев уважаемого Хаджарата[2].

Что я могу сказать по этому поводу? Обычно я не вступаю в дискуссии с оппонентами, если чувствую, что они не готовы вникать в сказанное, уверенные в собственной исключительной правоте, и убеждены, что только им известно, какое оно, благо для нашего народа, и, разумеется, полагают, что они и только они — патриоты своей страны. Тем не менее на сей раз, Хаджарат, я изменю принципам и позволю себе сделать несколько ремарок.

Прежде всего, считаю должным заметить, что я родился и вырос в абхазской деревне, в традиционной абхазской семье. Стало быть, Аԥсуара (моральный и этический образец жизни абхазов) и традиционные религиозные обряды наших соотечественников мне знакомы не хуже, чем вам. Более того, именно они сыграли очень важную роль при формировании моей личности, в том числе и как православного священнослужителя.

В чем тогда разность в наших подходах к обсуждаемому вопросу?

Для вас, Хаджарат, абхазский этнос, в отличие от других народов мира, имеет «небесное» происхождение и особое предназначение. Следовательно, вы считаете, что только абхазские религиозные обряды «уникальны» в этом мире. Для меня же — абхазы являются частью человечества, т. е. многое из того, что мы считаем исключительно «своим», в том числе и в религиозной жизни, объединяет нас со всем остальным человечеством и, главным образом, с миром Кавказа, Средиземноморья и Востока. Кроме того, в религии и культуре абхазов немало заимствованного. Да, мы заимствовали, точно так же как это делали и другие народы. То есть народам свойственно впитывать лучшее из культуры и обычаев друг друга. К примеру, даже, простите, ваше имя «Хаджарат» — отнюдь не абхазского происхождения.

Когда наши деды произносили за традиционным абхазским застольем один из главных тостов — за благословение нашего народа, то каждый раз подчеркивали, чтобы Бог благословил абхазский народ вместе с другими народами (Ҳажәлар, егьырҭ ажәларқәа ирыланыҳәазааит!). Т. е. наши предки не только выделяли особые качества, характеризующие абхазский народ сам по себе, но и высоко ценили общечеловеческое, что роднит и объединяет людей вообще. Вы же пытаетесь этот глубинный и абсолютно верный религиозно-философский подход наших предков, зафиксированный моим сознанием с самого детства, низвести к простому эгоизму и самодовольству. Это, поверьте, неминуемо приводит к краху, как, впрочем, любой вид снобизма вообще.

Одна часть абхазов, предвидя эту беду, стремится обойти, избежать ее, в то время как другие, к сожалению, осознают это только тогда, когда они уже смело шагнули за «красную черту». В последнем случае мы всегда имеем в качестве результата то, что принято называть трагедией для народа, когда либо мало что уже можно поправить, либо же на исправление потребуются огромные силы и время.

Вы пишете, что отец Виссарион «пытается затащить нас к «русским», а отец Дорофей — к «грекам»».

Ни отец Виссарион (надеюсь!), ни я — не пытаемся никого никуда «затаскивать». Мы хотим одного — чтобы абхазский народ занимал свое достойное место в семье народов мира, а Церковь Абхазии — в семье христианских Церквей. А вот вы в то же самое время вместе со вторящими вам комментаторами как раз и пытаетесь «затащить» наш народ, простите, в глубины Отапской пещеры. Судя по всему, вы забыли, что по легенде об Абраскиле (абхазском Прометее) из названной пещеры нет выхода и нет пути назад!

С одной стороны, абхазский народ имеет свою древнюю историю, объединяющую нас с древними цивилизациями Востока и носителями культуры дольменов. С другой же стороны, последние 2500 лет наш народ находится в ареале Европейской цивилизации. А что такое Европейская цивилизация? Как заметил один из современных французских мыслителей, современная Европа со своей историей и культурой — это плод деятельности Афин, Рима и Иерусалима. Более детально это образное выражение раскрыл крупный греческий политик XX века Константинос Караманлис, полагающий, что европейская культура — это смесь духа эллинизма, римского духа и духа христианства. Греческий дух даровал нам идею свободы, истины и красоты, римский — идею государства и права, христианство же дало веру и любовь.

Друг мой, предлагаю взглянуть на историю нашего народа с концептуальной точки зрения. Иначе ваше отрывочное восприятие истории абхазов превращает нас в затерянное «туземное племя» с происторическими элементами религиозных верований.

Я веду к тому, что если вы себя считаете носителем Аԥсуара, то обязаны проявлять уважение к другим людям вне зависимости от их убеждений и веры! Такой же поход лежит в основе и того, что мы называем традиционной религией абхазов.

Кроме того, напомню, что абхазы никогда не выставляли воинов для защиты сакральных мест, в которых совершали свои религиозные обряды, уверенные в том, что Бог Сам защитит Свои Святыни. Абхазы только предупреждали чужеземцев, что эти места запрещены для посещения. Другими словами, наши предки хорошо осознавали еще одну важную религиозную истину: человек не может занять место Бога, не может решать за Него!

Ярким примером, что может произойти с человеком, если он просто попытается занять место Бога в жизни нашего народа, является судьба все того же Абраскила. Герой оказывается неспособным соперничать в силе с крохотной птичкой, которая вновь и вновь вбивает в землю столб, к которому он прикован.

Главным очевидным показателем, что человек пытается занять место Бога, является абсолютная уверенность самого человека в том, что он говорит и делает. Более того, готов использовать любые средства для реализации своих слов и убеждений. В церковной среде такого человека мы называем религиозным фанатиком. А кто такой религиозный фанатик? Это тот, кто боится усомниться в своих убеждениях и подавляет в себе всякое сомнение! Страх закрывает человеку глаза, а слепая вера всегда приводит к слепым и безумным действиям!

Я прошу вас, не представляйте традиционные религиозные верования абхазов сектантскими!

И еще: традиционные религиозные обряды абхазов для вас, как и для многих современных абхазов, к сожалению, это «пикники и развлечения». Простите за такое сравнение, но я исхожу из содержания ваших же комментариев по поводу тех или иных отдельных религиозных праздников абхазов. Т. е. вы воспринимаете это так: собраться на поляне, быстро совершить обряд моления, а дальше… Даже не хочу описывать.

Для меня же, православного священника, напротив, традиционные религиозные обряды абхазов — это особые формы Богообщения, которые вырабатывались в течение веков. И наши предки эти обряды проводили с особым благоговением. Места их проведения подбирали по признаку чистоты. Каждый участник готовили себя к обряду, очищая свою душу и тело.

Для вас важно соблюдение внешних форм этих религиозных обрядов. Для меня, как и для наших предков, выполнение их содержания. А каково их содержание? При внимательном изучении религиозных верований абхазов невозможно не заметить, что сама причастность к ним требует от нас изменения образа жизни, требует соблюдения определенных норм запретов (иҵасым) в области каждодневной человеческой деятельности. Если же мы отнесемся к исповеданию их формально, то они, получается, ни к чему нас не обязывают.

Несколько лет назад мой отец сказал мне, что мужская часть нашей фамилии поедет в Дыдрыпшь-ныха, чтобы снять с себя грех нарушения клятвы, данной нашими прадедами в начале процесса советской коллективизации. Представители нашей фамилии, как и многих других абхазских фамилий, тогда дали религиозную клятву не вступать в советские колхозы.

И хотя я уже был православным священником, против решения представителей моей фамилии отправиться в Дыдрыпшь-ныха возражать не стал. Единственное, о чем я попросил, — не брать с собой крепких спиртных напитков, которые не допустимо применять при совершении абхазских религиозных обрядов.

И что? Все как всегда. Причем, как потом рассказали мне родные, сам совершитель обряда (молельщик) рекомендовал им принести с собой помимо вина и крепкие спиртные напитки.

Я не хочу, чтобы Аԥсуара и наши традиционные религиозные обряды «приспосабливались» к менталитету постсоветских абхазов. Я категорически против проведения их в кощунственных формах.

Я уже много раз говорил и писал: традиционные религиозные верования и обряды абхазов априори не имеют никого отношения к понятию язычества, потому что абхазы совершают их во имя Единого Бога. Языческим является наше с вами поведение при их совершении, если мы, забывая об едином Боге, начинаем поклоняться языческому богу Бахусу, когда вместо благоговения к тому, что мы делаем, мы проявляем сарказм и распущенность.

В каком бы традиционном религиозном обряде абхазов я ни участвовал, всегда стараюсь предупредить кощунственные перед лицом Господа действия, предотвратить их, исправить то, что еще возможно исправить.

Я переубедил многих абхазов, которые, попадая в руки религиозных шарлатанов (подобных мегрелу Жоре из Елыра), оказывались на грани психического срыва и душевного расстройства, что все эти «ритуальные пляски» под мегрельскую музыку не имеют ничего общего с верой в истинного Бога. Или вы считаете, что Жора — тоже носитель традиционных религиозных верований абхазов?

Таким образом, Хаджарат, «христианские попы», как вы нас называете, — не враги Аԥсуара. Мы не выступаем против традиционных религиозных обрядов абхазов. Напротив, может быть, мы и есть единственные их спасители, поскольку стремимся вернуть им их исконное содержание! И в этом деле мы руководствуемся не только своими теоретическими познаниями об Аԥсуара и традиционных верованиях абхазов, но, самое главное, — эмпирическим религиозным опытом. Религиозные верования абхазов нуждаются не только в исследованиях — этнографическом и культурологическом, они нуждаются в серьезном теологическом переосмыслении. Такого подхода, к сожалению, в ваших рассуждениях я не увидел.

 

Фессалоники (Греция),

8 мая 2013 г.

 


[1] Впервые опубликовано в 2013 г. в социальной сети Facebook.  https://www.facebook.com/paterdarat.dbar Перепечатано в газете «Христианская Абхазия», 2013, № 6 (74).

[2] См. http://abkhaz-auto.ru/news/3/1983/