Официальный сайт Священной Митрополии Абхазии > Христианство в Абхазии > Храмы > Церковь Воскресения Христова в селе Ачандара (1869 г.)

Церковь Воскресения Христова в селе Ачандара (1869 г.)

Деревянная церковь Воскресения Христова в селе Ачандара (Гудаутский район Абхазии) была построена в 1869 г. и входила в состав Абхазской (с 1885 г. Сухумской) Епархии Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви.
 
В Архиве Министерства Юстиции Республики Абхазия сохранились метрические книги Ачандарского прихода (церковной общины) за 1890-1916 гг. Согласно данным этих книг, в 1892-1916 гг. таинства крещения, венчания и погребения в Ачандарской церкви совершали: священник Ачандарского прихода Димитрий Хочолава (с 1892 по 1899 гг.), миссионер Сухумской Епархии священник Тарасий Иваницкий (в 1898-1902 гг.), священник Дурипшского прихода (в 1900 г.), священник Ачандарского прихода Симон Нодия (с 1901 по 1905 гг.), священник Лыхненского прихода Иосиф Лакербай (в 1903 г.) и священник Ачандарского прихода Пантелеимон Самаа (с 1908 по 1916 гг.). Помогали им псаломщики Ачандарского прихода: Феодор Сахокия (с 1892 по 1897 гг.), Варфоломей Надарейшвили (с 1898 по 1900 гг.), Иван Шарашидзе (в 1900-1901 гг.; до этого И. Шарашидзе был псаломщиком Мгудзырхвской церкви), Арсений Качарава (в 1902 г.), Георгий Нодия (в 1905 г.), Андрей Ария (с 1908 по 1916 гг.). Метрические книги Ачандарского прихода за 1893-1898 гг. заверены благочинным Первого Сухумского Благочиния священником Димитрием Маргания. Метрические книги за 1909-1914 гг. заверены благочинным священником Иосифом Лакербай.
Все вышеназванные священники и псаломщики Ачандарской церкви за исключением Пантелеимона Самаа были выходцами из Грузии, их сюда, в исключительно абхазскую деревню, направляла, судя по всему, Грузино-Имеретинская Синодальная Контора, в ведении которой находилось и делопроизводство Сухумской Епархии.
Таким образом, служащим священником Ачандарской церкви с 1892 по 1899 гг. был священник Димитрий Хочолава. В 1900 г. богослужение и таинства в ней временно совершал священник Дурипшинского прихода. В 1901 г. священником Ачандарской церкви стал Симон Нодия, который служил в ней по 1905 г. В течение 1906-1907 гг. Ачандарская церковь была без священника и в ней не было совершено ни одного таинства (об этом свидетельствуют записи в метрических книгах Ачандарского прихода за 1906-1907 гг.). В 1908 г. священником Ачандарского прихода стал Пантелеимон Самаа, абхазец, уроженец с. Ачандара, который и служил в этой церкви до ее закрытия в Советское время.
 
В 1905 г. Ачандарскую церковь посетил Епископ Сухумский Серафим (Чичагов), который занимал Сухумскую кафедру в 1905-1906 гг. Епископ Серафим, впоследствии митрополит Ленинградский, в 1997 г. решением Архиерейского Собора РПЦ был причислен к лику священномучеников. Его память празднуется 28 ноября по старому стилю (11 декабря по новому стилю).
Епископ Серафим обнаружил Ачандарскую церковь в запущенном состоянии. Снаружи она имела вид дощатого деревянного сарая и была поставлена на высоких деревянных столбах. Лестница, по которой следовало подняться в церковь, сгнила и валялась в стороне от входа. В церкви было темно, поскольку почти отсутствовали окна, а проникавший сквозь щели стен свет слишком мало освящал храм. Вместо иконостаса стояла деревянная, дощатая, грубой плотнической работы перегородка, посреди которой на двух грубо обтесанных столбах были навешены не окрашенные двухстворчатые двери. На них, служившими царскими вратами, никаких икон не имелось. На иконостасе были наклеены вместо икон картины с изображениями Спасителя, Богоматери и Георгия Победоносца на коне. Перед этими иконами стояли, вместо подсвечников, два толстых деревянных обрубка с дырочками в них для поставки свечей. В алтаре из одного угла в другой была протянута веревка и на ней висело священническое облачение. Престол и жертвенник не были покрыты. Индития (верхнее облачение престола) была полуистлевшей. На жертвеннике стояли церковные сосуды, которые также не были покрыты ничем.
Во время правления Сухумской Епархией епископа Кириона(Садзаглишвили), т.е. 1906-1907 гг., известного грузинского националиста, в Ачандарскую церковь был назначен священник Рурца (или Руруа), мегрелец, совершенно не владевший абхазским языком. Отсутствие в метрических книгах Ачандарского прихода за 1906-1907 гг. записей о совершении таинств должно означать игнорирование местным населением священника Руруа.
 
С 1908 г. в Ачандарской церкви стал служить священник Пантелеимон Самаа (или Самава). 11 мая 1912 г. он принимал участие в собрании духовенства Первого Сухумского округа Сухумской Епархии, проходившем в Гудауте в здании Гудаутской второклассной школы. Собрание возглавил епископ Сухумский Андрей (1911-1913). На этом собрании говорилось и о настоятельной необходимости строительства по возможности новых церквей и восстановлении разрушенных храмов в селах Ачандара, Отхара, Джирхва и др. Говорилось и о необходимости скорейшего образования строительных комитетов во всех приходах, где требовалась постройка храма. На Собрании епископ Андрей попросил священника И. Бондаренко и священника Пантелеимона Самаа позаботится и оказать возможное содействие в строительстве часовни в селе Аацы, используя для этого оставшийся лес от Ачандарского храма.
Таким образом, обновление деревянной церкви Воскресения Христова в с. Ачандара произошло в 1912 г. при священнике П. Самаа.
 
По словам уроженца с. Ачандара Тимура Ахба, после установления советской власти в Абхазии, Ачандарская церковь была переделана под здание конторы, и впоследствии была разрушена полностью. Колокол церкви стал использоваться для нужд Ачандарской школы, и во время Второй мировой войны был отдан для расплава. К священнику Пантелеимону Самаа, который уже не выполнял своих обязанностей, часто обращались жители села за помощью в составлении различных письменных документов.
После трагической гибели в 1982 г. внука священника П. Самаа, Вовы Самаа, его вдова Людмила Псардия передала все иконы, церковную утварь и книги, которые оставались от священника П. Самаа, в церковь Покрова Богородицы в городе Гудаута, лично в руки священнику Леонтию Жвания. Некоторые церковные и личные вещи священника П. Самаа (напрестольное Евангелие, фотографии и др.) в 1995 г. были переданы иерею Виссариону Аплиаа.
 
Библиография: Метрические книги Ачандарской Воскресенской церкви Сухумской Епархии, за 1890-1916 гг. Архив Министерства Юстиции Республики Абхазия; Сотрудник Закавказской Миссии, 2 (1912), с. 21-22, 14 (1912), с. 215-221; Отчет Совета Сухумского Епархиального Церковного Братства Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского (за 1911-1912 братский год). Сухум, 1912. – С. 27; Абхазия — не Грузия. М., 1907. – С. 35; Чурсин Г. Ф. Материалы по этнографии Абхазии. Сухум, 1957. – С. 39.
 
Автор статьи: доктор богословия, архимандрит Дорофей (Дбар).