The Official Website of the Holy Metropolis of Abkhazia > Documents > All documents > Hierodeacon David (Sarsaniya): Problems of Modern Tourism in Abkhazia

Hierodeacon David (Sarsaniya): Problems of Modern Tourism in Abkhazia

 

Problems of Modern Tourism in Abkhazia.

View from the New Athos Monastery.

The report was read at a scientific and practical seminar of the Center for Social and Economic Research in Sukhum on 17 June, 2020.

 

Hierodeacon David (Sarsaniya)

abbot of the New Athos monastery

Holy Metropolis of Abkhazia

            On 19 March 2020, for the first time in 26 years after the resumption of monastic life, the New Athos Monastery was closed for visitors and public services. The COVID-19 pandemic has changed the external activity of our monastery over the past 3 months, which had been formed for the past decades. It should be noted that in the period from 1994 to 2007, the New Athos Monastery was visited mainly by believers and pilgrims from the Russian Federation and their amount was incomparably smaller than in the period from 2008 to 2019. In 2008, after the recognition of Abkhazia as an independent country by Russia, the popularity of the New Athos Monastery has significantly increased, it became one of the main cultural and historical centers in Abkhazia.

It is clear that tourism is an important business for our country. In the Soviet time, such places as the Lykhny church, a concert hall in the former patriarchal cathedral in Pitsunda, Psyrtskha resort in the buildings of the New Athos monastery were exploited in the field of local tourism. In the 20-30s of the last century the New Athos resort was founded on the territory of the New Athos Monastery. The New Athos resort developed over the following decades. After the liberation war of Abkhazian people in 1992-1993 our state was in blockade until 2008, but it was the time of the New Athos Monastery’s revival as a spiritual institution. In these new conditions, the importance of the monastery as a holy place, was revived, it became one of the Christian centers of the Caucasus and the South of Russia.

Nowadays we are dealing with a new phenomenon for us, as a mixture of tourism with visiting the holy places of Abkhazia, it should be clearly distinguished from religious pilgrimage. The current tourist excursion has got educational purposes, tourists get acquaintance with the history of Christianity in our country, see our shrines, church architecture, church painting and art. Such excursions are an integral part of any trip to Abkhazia.

At the same time, these services of tourist campaigns are not religious tourism. It is necessary to separate the concept of “pilgrimage” from “religious tourism”, pilgrimage is related to the spiritual life of a person. Religious tourism is the acquisition of new knowledge during an excursion trip to a monastery or temple[1].

Based on the experience of the New Athos Monastery in recent years, I would like to draw attention to the significant problems in the modern tourism business of Abkhazia.

First of all, there is a problem on the absence of standards for the time limits of the excursion, that is, how long should an excursion trip of a group of tourists accompanied by a guide last in Abkhazia? Unfortunately, most tour companies try to combine all possible places to visit in Abkhazia on the same day. As a rule, visiting New Athos, in particular the New Athos cave in the evening time, representatives of travel agencies also offer to visit the monastery. However, not everyone takes into account the fact that the New Athos Monastery is open for visitors at a specific time and it needs daily cleaning. Frequently guides ask us not close the monastery until 20:00, which is not always possible for us.

The next problem is the number of tourists visiting the cathedral church of St. Panteleimon. It is known that the cathedral church has unique wall paintings of the early XX century, made by St. Petersburg artists. The murals need to be preserved and currently they are actively destroyed, because of the external damage and the effects of temperature. It is also necessary to take into account the fact that a large amount of dust comes in with tourists, the dust settles on the walls of the cathedral church. In general, the cathedral church needs serious restoration work and the uncontrolled admission of large masses of visitors makes a great damage to the church. I also want to draw attention to the state of wall paintings of the Church of the Dormition of the Mother of God in the village of Lykhny, dated back to XIII-XIV centuries. If measures on preservation of murals are not urgently taken soon, Abkhazia will forever lose this important monument of fine art of the Middle Ages.

Another problem is the condition of some tourists taken to the New Athos Monastery by some travel agencies. I already mentioned that one excursion trip travel agencies try to deliver tourists to all possible places, as well as they attend wine tasting halls. As a rule, a certain number of tourists are delivered to New Athos in a state of intoxication and being drunk they visit the monastery and the New Athos cave. Are the guides responsible for delivering drunk tourists to the holy place? Are there free aid stations throughout the whole route where tourists can tidy up themselves?

Another problem is the numerous commercial facilities, the so-called souvenir markets, which are placed near each cultural and historical site. In the autumn of 2013, I was informed by the former head of the administration of New Athos F.T. Dautia that, according to the decision of the former head of the state department for tourism of Abkhazia T. Lakerbaya, 40 commercial facilities would be set up along the path leading to the monastery to trade souvenirs. However, no products other than alcohol and food products were not sold there. And again I have the same question, who is responsible for this disgrace?

We can continue to list the problems of modern tourism but I would like to see the involvement of our people in cooperation and development of the popularity of interesting places in Abkhazia in a more cultural direction.

I think the Ministry of Tourism should pay attention to religious tourism as a special type of activity related to the provision of services for tourists who attend holy places. It is necessary to develop special routes for visiting churches and monasteries of Abkhazia, as well as prepare specialists at the Department of Tourism who can work in this field. This is important because religious tourism gives an opportunity to representatives of different religions to find out more not only about religion, but also about the historical, cultural values of the visited places[2]. As I said above, pilgrimage is different from religious tourism. For the implementation of the pilgrimage, it is also necessary to create a specific infrastructure, pilgrimage hotels, refectory, introduction to the process of restoring churches and holy places, etc. But now we are not ready to accept pilgrims in this way. Although in Abkhazia there are “pilgrimage” services that do not have state accreditation, they host pilgrims and tourists, for example in the Gulrypsh region, the Elisaveta Orthodox pilgrimage center from the St. Elisabeth Monastery in Kaliningrad[3]. To tell the truth there are questions of their commercial activities and the provision of services within the framework of the legislation of Abkhazia.

In summer, the New Athos Monastery is visited daily by 3,500 – 5,000 people, which highlights the special significance of this holy place. Perhaps the time has come when our tourism industry should reconsider its attitude and methods of exploitation of such a spiritual object, as the New Athos Monastery. Representatives of the Holy Metropolis of Abkhazia are ready to provide scientific assistance in training specialists for the Ministry of Tourism in such a new direction as religious tourism.

 


[1] Yakunin Vadim Nikolaevich Religious tourism and pilgrimage: features of the organization, problems and development prospects // Cultural Heritage of Russia. 2017. No1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/religioznyy-turizm-i-palomnichestvo-osobennosti-organizatsii-problemy-i-perspektivy-razvitiya (16.06.2020).

[2] Pecheritsa E.V., Sharafanova E.E. PILGRIM TOURISM: ESSENTIAL ASPECTS // Modern problems of science and education. – 2014. – No. 6 .;

URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16486 (16.06.2020).

[3] http://eppca.ru/

 

See also:

Официальный сайт Священной Митрополии Абхазии > Документы > Все документы > Иеродиакон Давид (Сарсания): Проблемы современного туризма в Абхазии

Иеродиакон Давид (Сарсания): Проблемы современного туризма в Абхазии

 

Проблемы современного туризма в Абхазии.

Взгляд из Ново-Афонского монастыря.

Доклад зачитан на научно-практическом семинаре Центра социально-экономических исследований в г. Сухум 17 июня 2020 г.

 

Иеродиакон Давид (Сарсания)

наместник Ново-Афонского монастыря

Священная Митрополия Абхазии

            19 марта 2020 года впервые за 26 лет после возобновления монашеской жизни Ново-Афонский монастырь был закрыт для посещений и общественный богослужений. Вызов пандемии COVID-19 за 3 прошедших месяца изменил внешнюю деятельность нашего монастыря, сформировавшуюся за последние десятилетия. Следует отметить, что в период с 1994 по 2007 годы Ново-Афонский монастырь посещали в основном верующие и паломники из Российской Федерации, и их было несравнимо меньше, чем в период с 2008 по 2019 годы. Можно особо выделить 2008 год, когда с момента признания независимости Республики Абхазия со стороны России значительно возросла популярность Ново-Афонского монастыря, как одного из основных культурно-исторических центров Абхазии.

Совершенно очевидно, что для нашей страны туризм является важнейшей отраслью. Еще в советскую эпоху наряду с оздоровительными курортами Абхазии в качестве достопримечательностей активно эксплуатировались в сфере местного туризма и такие духовно-исторические памятники нашей страны: храм в с. Лыхны, в Пицунде концертный зал, оборудованный в бывшем патриаршем соборе, турбаза «Псырцха» в зданиях Ново-Афонского монастырского комплекса и др. Именно в 20-30ые годы прошлого столетия на базе нижнего и нагорного комплексов монастыря возник всесоюзный курорт Новый Афон, туристическо-оздоровительная инфраструктура которого развивалась в течении последующих десятилетий.  После освободительной войны народа Абхазии 1992-1993 гг. наше государство находилось в блокаде вплоть до 2008 года, но именно в это время Ново-Афонский монастырь стал вновь возрождаться как духовное учреждение. В этих новых условиях снова актуализировалось значение монастыря как святого места, одного из христианских центров Кавказа и Юга России.

В настоящее время мы имеем дело с новым для нас явлением, как смешение туризма с посещением святых мест Абхазии, что, в свою очередь, следует четко различать от религиозного паломничества. В ее нынешнем виде туристическая экскурсия носит ознакомительный характер с познавательными целями об истории христианства в нашей стране, святынях, церковной архитектуре, храмовой росписи и искусстве. Именно такие экскурсии являются сегодня неотъемлемой частью любого путешествия по Абхазии.

В то же время данные услуги туристических кампаний не являются и религиозным туризмом в собственном смысле. Как уже отмечалось, необходимо разделять понятие «паломничества» от «религиозного туризма», так как паломничество имеет отношение к духовной жизни человека, т. е. имеет сугубо религиозный характер. Отличием же религиозного туризма является получение новых знаний в ходе экскурсии по какому-либо монастырю или храму[1].

Исходя из опыта Ново-Афонского монастыря за последние годы я бы хотел обратить внимание на те существенные проблемы, которые имеют место в упомянутой мною практике современного туристического бизнеса Абхазии.

Хотел бы подчеркнуть в первую очередь такую проблему как отсутствие на практике нормативов на временные границы экскурсии, то есть сколько по времени должно проводиться дневное путешествие групп туристов в сопровождении гида по достопримечательностям Абхазии. К сожалению, большинство туроператоров пытаются совместить все возможные для посещений места в Абхазии в один день. Как правило, при посещении Нового Афона, в частности Новоафонской пещеры в вечерний сеанс, представители туркомпаний также предлагают посетить и монастырь. Однако не все принимают во внимание тот факт, что Ново-Афонский монастырь открыт для посещений в строго определенное время, а во-вторых, нуждается в ежедневной уборке. Часто гиды просят пойти им навстречу и не закрывать монастырь до 20:00, что не всегда возможно для нас по ряду существенных причин.

Следующей проблемой является количество туристов, посещающих соборный храм во имя Святого Пантелеимона нашего монастыря. Известно, что соборный храм обладает уникальными настенными росписями начала XX века, выполненных артелью петербургских художников. В настоящее время росписи нуждаются в консервации и по сей день происходит их активное разрушение, связанное как с внешними повреждениями, так и с воздействием температур. Внутри соборного храма не функционирует вентиляционная система и в прошлом, для решения этой проблемы открывались окна, но это приводило к нарушению температурного баланса внутри и влияло на разрушение росписей. Вместе с этим необходимо принимать во внимание и то, что с туристами заходит большое количество пыли, также оседающей на стенах соборного храма. В целом соборный храм нуждается в серьезных реставрационных работах и бесконтрольный допуск больших масс посетителей оставляет непоправимый урон для храма. Здесь также хочу особо отметить состояние настенных росписей храма Успения Богородицы в с. Лыхны, относящихся к периоду между XIII-XIV веками. Если в ближайшее время не будут приняты в экстренном порядке меры по консервации и лечению этих росписей, то Абхазия лишится навсегда этого важного памятника изобразительного искусства средневековья.

Еще одной проблемой, которую я также хотел бы выделить это состояние, в котором некоторые туроператоры привозят туристов в Ново-Афонский монастырь. Как правило, я уже об этом упомянул, из-за ограниченного времени на экскурсию по Абхазии, туристов стараются доставить во все возможные места, но также и не забывают о «культурной» программе с абхазским застольем в усадьбах, или же дегустацией вин в изобилующих по всем маршрутам винных «маркетах» и дегустационных залах. Как правило, определенное количество туристов в итоге доставляется в Новый Афон в нетрезвом состоянии, и в таком виде посещают монастырь и Новоафонскую пещеру. Неоднократно туристам становилось плохо как внутри храма, так и в монастырском дворе, что обычно является либо следствием пищевого отравления, либо опьянения. В этой связи я хотел бы поставить вопрос, а несут ли ответственность за это экскурсоводы и гиды, доставляющие в таком виде туристов в святой место? Функционируют ли по всему маршруту бесплатные санитарные места, где туристы могли бы привести себя в порядок?

Вместе с этими выделенными мною проблемами можно упомянуть о многочисленных торговых точках, так называемых сувенирных рынках, которые мы можем наблюдать возле каждого культурно-исторического объекта. Осенью 2013 года я был поставлен в известность бывшим главой администрации г. Новый Афон Ф.Т. Даутия о том, что по решению также бывшего руководителя государственного ведомства по туризму Абхазии Т. Лакербая, по тропе, ведущей к монастырю будет установлено 40 палаток, для  торговли сувенирами. Однако никакой продукции, кроме алкоголя и контрафактов, пищевых продуктов, не проходящих санитарного контроля, там не продавалось и не продается по сей день. И опять приходится задать вопрос, кто отвечает за это безобразие?

Можно и далее перечислять проблемы современной туристической практики на примере соприкосновения с религиозными объектами, но мне бы хотелось увидеть заинтересованность в том, как правильно сотрудничать и развивать популярность достопримечательных мест Абхазии в более плодотворном и здравом направлении.

Полагаю, что Министерству по туризму следует обратить внимание на религиозный туризм, как особый вид деятельности, связанный с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды. Необходимо разработать специальные маршруты для посещения храмов и монастырей Абхазии, а также подготовить на кафедре туризма специалистов, которые смогут работать в этом направлении. Это важно и потому, что религиозный туризм дает возможность знакомства представителей разных религий и общества не только с религиозными, но и с историческими, культурными и художественными ценностями посещаемых мест, дает возможность им получить новые знания[2]. Как уже было сказано в самом начале, паломничество отличается от религиозного туризма. Для осуществления паломничества необходимо также создавать специфическую инфраструктуру, паломнические гостиницы, трапезные, приобщение к процессу восстановления храмов и святых мест и т. д. Но, мы не готовы сейчас к такой форме принятия паломников. Хотя, в Абхазии и есть «паломнические» службы не имеющие государственной аккредитации, однако же размещающие у себя паломников и туристов, как например в гулрыпшском районе имеет место Православный паломнический центр «Елисавета» от Женского Свято-Елисаветинского монастыря г.Калининграда[3]. К ним правда возникает вопрос об их коммерческой деятельности и предоставлении услуг в рамках законодательства Абхазии.

В летний период в разгар туристического сезона Ново-Афонский монастырь ежедневно посещает от 3.500 до 5.000 человек, что выделяет особую значимость этого святого места. Возможно, пришло время, когда наша туристическая отрасль должна пересмотреть свое отношение и методы эксплуатации такого объекта духовного назначения, коим является Ново-Афонский монастырь. Готов заверить в том, что представители Священной Митрополии Абхазии будут заинтересованы в том, чтобы оказать научную помощь в подготовке специалистов для Министерства по туризму в таком новом направлении как религиозный туризм.

 


[1] Якунин Вадим Николаевич Религиозный туризм и паломничество: особенности организации, проблемы и перспективы развития // Культурное наследие России. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/religioznyy-turizm-i-palomnichestvo-osobennosti-organizatsii-problemy-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 16.06.2020).

[2] Печерица Е.В., Шарафанова Е.Е. ПАЛОМНИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ: CУЩНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;

URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16486 (дата обращения: 16.06.2020).

[3] http://eppca.ru/

 

См. также: